суббота, 28 марта 2015 г.

Несмотря на то, что они работают в весьма разных формах русские сообщества любителей Interactive Fiction и RPG Maker похожи до поразительной степени смешения.

1. И там и там присутствуют достаточно сильные противоречия между "старичками" - которые ничего никогда не делали, или делали, но настолько давно, что об этом ходят лишь "смутные преданья старины глубокой" однако в силу возраста считаются авторитетами и "новичками", которые пытаются что-то делать, но в силу недостатка опыта сталкиваются с довольно жестокой критикой со стороны "старичков". Это приводит к быстрому исчезновению даже появившихся было новичков и нежеланию других новичков примыкать к сообществам (так не секрет что часть мейкеристов предпочитает тусоваться в ВК, но упорно отказывается "вливаться" в CЗ и НП).

2. И там и там существует клановое разделение сообществ на подгруппы. В IF отчетливый водораздел прошел по линии платформ; в "мейкеризма" по многочисленным линиям личных взаимоотношений - "старые друзья/однокашники", "вместе качались в РОшечке", "любим олдскул/хардкор и певицу Катю Лель".

3. И там и там в сообществах крутится значительное количество откровенно случайных людей, которые тусуются просто "по приколу" и к созданию игр не имеют никакого отношения (а зачастую и интереса). В if, впрочем, подобные люди являются периферийным обрамлением сообщества, в ру-мейкеризме с его ярко выраженными тенденциями к фаворитизму (см. пункт 2) они очень часто носят звания модераторов (что является своеобразной индульгенцией на мелкой и средней тяжести нарушения правил сообщества).

4. И там и там сообщества крайне пассивны. IF-сообщество в виду непросматриваемости (как им кажется) перспективных путей развития самого жанра и нежелания эти пути искать (хотя в целом по уровню они застряли где-то в районе адвентюрных игр 1984-85 годов). Мейкеристы в виду схожего убеждения что в одиночку перспектив никаких, а по-настоящему хорошую игру надо делать командой долгое время, так что мы тут "чисто для себя" поковыряемся и ладно. Отсюда проистекают ленность, упорное сопротивление к любым переменам, ироничное, а порой и саркастичное отношение к деятельности других, общее нежелание выглядывать за пределы сложившейся уютной тусовки и взаимодействовать с более широким кругом игроделов.

5. И там и там не существует культуры вовлечения в сообщества сторонних специалистов (художников, музыкантов), а те что вовлечены существуют там за счет личных "горизонтальных" связей с отдельными членами сообщества, но не в качестве людей заинтересованных в работе над играми как таковыми. Основной костяк сообществ при этом составляют айтишники (программисты, скриптеры) и авторы (сценаристы, креативщики).

6. Исходя из пунктов 1,2,4 оба сообщества являются довольно-таки закрытыми для посторонних и просто феноменально замкнуты сами на себя.

В целом если посмотреть, у русскоязычного сообщества RPG Maker куда больше схожих черт с русскоязычным IF-сообществом, чем с казалось бы куда более родственным англоязычным мейкерским сообществом. Интересно было бы посмотреть что там делается в англоязычной IF, но мне некогда еще и в это лезть разбираться.

Комментариев нет: